Авторы статьи: Анна Готра (Шестопалова) и Александр Виджая
Статья представляет собой исторический анализ позы гомукхасаны, её различные упоминания и описания в разных йогических текстах, в разные временные периоды. Изначально в работе использовался список текстов М. Гхарота из книги “Encyclopaedia of Traditional Asanas” (ETA) с упоминанием или описанием данной асаны, далее сделана проверка по первоисточникам из этого списка. Часть текстов найдена и информация проверена по ним, часть находится в закрытом доступе и тут приходиться использовать материалы ETA (доверять его данным, из-за невозможности сделать проверку). Тексты что были в открытом доступе проверялись на разных языках, как на санскрите, так и на других (в том числе русский и английский, при наличии переводов на эти языки). Некоторые из текстов написаны на смеси разных языков Индии, из-за отсутствия перевода и возможности перепроверить описание, здесь также приходиться доверять М. Гхароту с его переводом. Также были найдены тексты, не упомянутые в списке ETA по гомукхасане, но упоминающие её. Все собранные данные представлены в виде таблицы с датировками и названиями текстов, а также отличительной чертой описания или упоминания гомукхасаны в них. После таблицы сделан анализ.
Таблица упоминаний позы гомукхасана (и поз, похожих на неё)
Век | Текст | Особенность описания |
неясные даты, разные оценки учёных по датировке.от II века до н.э. до IV века нашей эры или в промежутке X-XV веков | йога-йа̅джн͂авалкйа | Описано только положение но, левую лодыжку/заднюю часть(?) к правому бедру, правую к левому. Упоминается что руками нужно перекрёстно захватить пальцы ног (не понятно к какой асане относить комментарий про руки). |
I век до н.э. и III век после н.э., или же он написан позднее текста Йога Сутр Патанджали (IV в. до н. э. и IV в. н. э.). | джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат/дарш́анопанишад | только положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому |
I век до н.э. и III век после н.э., или же он написан позднее текста Йога Сутр Патанджали (IV в. до н. э. и IV в. н. э.). | ш́а̅н̣д̣илйопанишат | только положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому |
промежуток от I века до н.э. до X века н.э. (или же после X века) | триш́икхи-бра̅хман̣опанишад | только положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому |
IV век и позже | ахирбудхнйа-сам̣хита̅ | нечёткое описание асаны, рекомендуется держаться за большие пальцы ног, перекрещенными за спиной руками. Описание ног двусмысленное, то ли сидеть между пяток, то колено поверх колена, а лодыжки у бёдер. Текст на санскрите отличается от всех прочих ранних текстов с описанием похожей позы. |
??? к датировке много вопросов, идут споры среди учёных.либо VI век, либо после X века | тирумантирам (автор Тирумулар).Текста нет в списке ETA по данной асане. | Тамильская поэтическая работа. Основной священный текст линии преемственности Нандинатха-сампрадаи (Шайва-сидханта). В ней упоминаются несколько поз, но не описываются. В том числе гомукхасана (важные и древние семь асан). |
XI век | сиддха̅нта-ш́екхара (ка̅мйа-ка̅нда) | упоминается гомукхасана соглано ETA (перепроверить пока не удалось) |
XI-XII века (или VII-XII некоторые участки текста) | ка̅лика̅пура̅н̣ам | упоминается поза, описания нет “лучшие позы для поклонения божествам” |
XII век | ма̅насолла̅са, автор Kalyani Chalukya king Someshvara III | Энциклопедическая работа, освещающая самые разнообразные темы от политики и экономики, до астрологии, музыки, растениеводства и парфюмерии. Нам пока не удалось найти в тексте гомукхасану. В ETA: Текст ма̅насолла̅са помещает позы сваст̣и̅ка̅, гомукха, падма и хам̣са̅сана в категорию бра̅хма-а̅сан. Этот текст распределяет различные а̅саны на 5 групп, а именно бра̅хма, вайшн̣ава, раудра, ш́а̅кта и ш́аива. |
XIII век | васишт̣ха-сам̣хита̅ | только положение ног |
~XIV век | йога-сиддха̅нта-чандрика̅ | только положение ног (как и в упанишадах и хатха йога прадипике) |
XV век | хатха йога прадипика | только положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому |
XV век | хатха йога прадипика из 10 глав | только положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому |
(?) XV век | хат̣хапради̅пика̅ (манускрипт) из 6 глав, находится в Раджастане, в г. Джодхпур. | Текста у нас нет. В ETA: нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой. Про ноги ничего не сказано, вероятно, положение такое же как и в других текстах хатха йога прадипика. |
позднее XV | комментарий на хатха йога прадипика, хат̣хапради̅пика̅-вр̣тти, Свами Бходжаатмаджа | На языке маратхи. Перевода пока нет. В комментарии два названия позы: гомукхасана и вирасана |
XVI век | йога-чинта̅ман̣и (автор Годавара Мишра), манускрипт 220/1882-83, Bhandarkar Oriental Research Institute. | Текста нет в открытом доступе. По ETA: описываются только ноги (стопы у бёдер). |
XVII | йога-чинта̅ман̣и (автор Шивананда Сарасвати) | По ETA: описывается только положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого). |
XVII век | йуктабхавадева | Текст отсутствует в открытом доступе. По ETA: описывается только положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого). |
XVII век | хат̣ха-сан̇кета-чандрика̅ | Описано только положение ног. Описаны терапевтические эффекты. |
XVII век | хат̣ха̅ратна̅вали̅ | Описано только положение ног |
XVII век | гхеранда самхита | Описание отличается: стопы нужно расположить у ягодиц, без пояснения какая стопа у какого бедра. Описано только положение ног, добавляется что тело должно быть прямое. Похожа на современную позу вирасану. |
XVII век (или XIV-XVI века) | ш́ива-сам̣хита̅ | В тексте упоминание только название позы (в контексте препятствий в практике йоги) |
предположительно XVIII век | хат̣ха-таттва-каумуди̅ из библиотеки Чэмберз(существуют 4 манускрипта, одни копии, другие сильно отличаются) | ETA: в манускрипте хат̣ха-таттва-каумуди̅ из библиотеки Чэмберз есть описание гомукхасаны (где описывается только положение ног, колено поверх колена, стопы у бедёр). Но данного манскрипта нет в открытом доступе. В критическом издании по трём манускриптам поза гомукхасана отсутствует. |
XVIII век | джйотсна̅-т̣ика̅ (комментарий к хатха йога прадипика) | Описано только положение ног/ |
XVIII век | джога-прадипика | Текст пока у нас без перевода, смесь языков хинди, брадж бхаша и кхари боли. Асана называется сивасана |
XVIII век | джога-прадипика | Поза называется вр̣сапати-а̅сана. Текст на смеси языков хинди, брадж бхаса, кхари боли. По ETA похожа на положение ног как и в других текстах, добавлено положение рук – руки поверх колен. Взгляд на кончике носа. |
XVIII век, 1737 год | джога-пради̅пика̅ (книга издана М.Л.Гхаротом в 1999 г.). описаны 84 асаны, многие из которых похожи на асаны в тексте йога-а̅санама̅ла̅-сачитра.Текст написан Джайатарамой. | Поза похожа на гомукхасану, датта-дигамбара-а̅сана. Текст на смеси языков хинди, брадж бхаса, кхари боли. По ETA: В позиции сидя, подтяните правую ногу через левое бедро так, чтобы её ступня касалась земли. Подтяните левую ногу на правую сторону и положите её ступню к ягодице. Положите руки на ступни и держите их крепко. Сядьте прямо и направьте взгляд в межбровье. Если в этой позиции практикуется пра̅н̣а̅йа̅ма то, практикующий избавляется от возмущений ва̅ты. |
XVIII век | йога-а̅санама̅ла̅-сачитраНаписан Джайатарамой, Скопирован Свами Собхарамой в 1789 году (1846 г эры самват). | Поза похожая на гомукхасану. Расположение ног: правое колено поверх левого колена, лодыжки у бёдер. Руками захватываются большие пальцы ног (по описанию из ETA, захватывать нужно стопы). Взгляд направить в межбровье. Поза называется датта-дигамбара-а̅сана. Данный текст мы пока не нашли, информация по ETA не проверена. |
XVIII век (1744 г) | а̅сана-йога-грантха | Поза похожая на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. Описана дано по ETA, проверить нам не удалось пока.По расположению ног похожа на современный вариант гомукхасаны, колено поверх колена, стопу у противоположных бёдер. Коснитесь кончиков пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук. Положите руки ладонями вверх на гениталии и направьте взгляд между бровей. Эта практика снижает телесное тепло.По ETA описание предположительно сходно с описанием из текста йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XX век). |
XVIII век | йога-а̅санама̅ла̅-сачитраНаписан Джайатарамой, Скопирован Свами Собхарамой в 1789 году (1846 г эры самват). | Поза похожая на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. По расположению ног похожа на современный вариант гомукхасаны, колено поверх колена, стопу у противоположных бёдер. Коснитесь кончиков пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук. Положите руки ладонями вверх на гениталии и направьте взгляд между бровей. Эта практика снижает телесное теплоОписание асаны дано по материалам ETA, самого текста у нас пока нет.По ETA описание позы предположительно сходно с описанием в тексте а̅сана-йога-грантха (XIX век). |
XIX век | ш́ри̅таттва-нидхи | поза называется дхенукасана, текст на языке каннада. Перевода нет. Описано положение ног – левая стопа у правого бедра, правая у левого, ладони лежат на левом бедре (описание дано по ETA). |
XIX век | статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7145 | Поза похожая на гомукхасану. Расположение ног: правое колено поверх левого колена, лодыжки у бёдер. Руками захватываются большие пальцы ног. В ETA считается что это поза датта-дигамбара-а̅сана из йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (текста у нас нет). |
XIX век | статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7190 | В названии асаны присутствует гомукха, адхара-гомукха̅сана. Положите одну стопу под противоположную ягодицу, а другую стопу на соответствующее ему плечо. Соедините ладони вместе перед грудью. |
XIX век (1899 г) | сачитра чаурйайасин асане | Текст на языке маратхи, перевода у нас нет. Поза называется курмасана. ETA считает это описание схожим с описанием из текста йога̅санам (сачитра),где стопы вывернуты под анусом, руки на бёдрах. |
вероятно XIX век | йога̅санам (сачитра) | Описание дано по ETA: стопы вывернуты под анусом, а руки на бёдрах. Текста у нас пока нет, полная версия по подписке в журнале https://www.ym-kdham.in/article.asp?issn=0044-0507;year=2014;volume=46;issue=1;spage=43;epage=55;aulast=Satapathy |
вероятно XIX век | йога̅санам (сачитра) | Поза похожа на гомукхасану, называется дакшин̣а-чатурам̇ш́а-па̅да̅сана. Описание по ETA: согнутое правое колено расположено поверх согнутого левого, а руки располагаются на верхней части живота, со сцепленными пальцами. Левая стопа под правой ягодицей. Глаза смотрят на нос.Проверить информацию по ETA пока не удалось. Полная версия в журнале по подписке https://www.ym-kdham.in/article.asp?issn=0044-0507;year=2014;volume=46;issue=1;spage=43;epage=55;aulast=Satapathy |
вероятно XX век | ш́ива-йога-ди̅пика̅ Текст авторства Sadashiva Yogishvara | упоминается название позы в контексте “10 лучших поз”, описания нет. |
XX век | йога-рахасйа, Кришнамачарья | только упоминается название асаны |
XX век | ш́ри-йога-каустубха | Текст на языке гуджарати, перевода пока нет. ETA считает что в этом тексте описание гомукхасаны с руками, соединёнными за спиной. При этом и другой вариант асаны, без соединения рук, он тоже относит к этому тексту. |
XX век | киран̣а-т̣и̅ка̅ | Поза называется и курмасана, и гомукхасана. Описание сходно с описанием в текстах йога̅санам (сачитра) и сачитра чаурйайасин асане. |
XX век | сачитра вйавахарика йога | Текста у нас нет. ETA считает что в этом тексте описана поза гомукхасана со соединенными руками за спиной. |
XX век | бр̣хадйога-сопа̅на, автор Pt. Ram Naresh Mishra Shastri | Вероятно один из первых первоисточников, который описывает конкретное положение рук за спиной: правая рука сверху за спиной, левая снизу, указательными пальцами сцепиться друг за друга. Левая лодыжка справа от ягодицы, правая слева. |
XX век | йога-сопа̅на, автор Yogi Narayana Ghamande | Само описание асаны на санскрите, комментарий на маратхи. В описании нет ничего про руки, вероятно их описание есть в комментарии. Иллюстрация к тексту с руками, соединенными за спиной (правая рука вверх, левая вниз, указательные пальцы сцеплены). |
XX век, 1967 год | “9 натхов и 84 сиддха” (Navnath 84 siddhas), текст скопирован с древних фигур в джодпурском стиле (Раджастан) | Поза санакасана, похожа на гомукхасану. Правая стопа слева, левая справа, одно колено поверх другого. Руками взяться за пальцы ног и сидеть прямо. Текст пока не нашли в открытом доступе, проверить информацию по ETA не удалось. |
XX век, 1967 год | “9 натхов и 84 сиддха” (Navnath 84 siddhas), текст скопирован с древних фигур в джодпурском стиле (Раджастан) | Поза чарпат̣и̅-а̅сана, похожа на гомукхасану. Описание: расположите левую лодыжку сбоку от правого бедра, а правую лодыжку сбоку от левого бедра. Колени находятся одно над другим. Руки расположите на бедрах ладонями вверх (пальцами к себе?).Текст пока не нашли в открытом доступе, проверить информацию по ETA не удалось. |
XX век, 1967 год | “9 натхов и 84 сиддха” (Navnath 84 siddhas), текст скопирован с древних фигур в джодпурском стиле (Раджастан) | По ETA. Поза похожа на гомукхасану, говинда̅сана. Левая стопа расположена с правой стороны от бедра, а правая стопа с левой стороны бедра, таким образом, одно колено располагается над другим. Руки расположены на ногах.Текст пока не нашли в открытом доступе, проверить информацию по ETA не удалось. |
XX век | йога-ма̅рга-пради̅па | В открытом доступе только часть текста, асаны в открытую часть не вошли, проверить не удалось. По ETA: описываются только ноги (правая стопа у левого бедра, левая у правого). |
XX век | Книги Шивананда Свами Сарасвати (1887-1963) | Шивананда написал множество книг (википедия пишет что 296). В книге Йога Асаны дан подробно описанный вариант асаны с описанием пользы и небольших вариаций/изменений в выполнении позы. Левая пятка под левой частью ануса, правая стопа у левого бедра. Описывается положение рук (современный популярный вариант): замок из указательных пальцев за спиной. Вариации позы: смена рук и ног (левая и правая стороны), руки перед грудью или могут лежать на коленях. |
XX век | Книги авторства Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989) | У автора три книги: Йога Рахасья (1965), Йога Макаранда (1934) и Йогасанагалу (1941). Гомукхасана упоминается в тексте Йога Рахасья. Там гомукхасана без подробного описания. В 12 шлоке написано: в следующих шлоках приводится список асан, которые редко встречаются в других текстах. В 16 шлоке в списке перечисленных асан есть гомукхасана. Иллюстрации к асанам даны в конце главы. На одной из фотографии гомукхасана: правая стопа у левого бедра, левое у правого (левое колено поверх правого), руки лежат на стопах.Фрагмент книги Йогасанагулу не переведён (2022 год), возможно там ещё будет упоминание/описание. Подробное описание гомукхасаны дали уже ученики Кришнамачарьи, в том числе и Б.К.С.Айенгар, Паттабхи Джойс и др. |
XX век | Книги Б.К.С.Айенгар (1918-2014), ученик Кришнамачарьи. Основатель школы/стиля Айенгар йоги. | Автор 30 книг. Подробное описание асаны есть в части его книг, с разными вариациями выполнения. Частое описание асаны предполагает колено поверх колена, а пятки под(!) ягодицами, а у не у бёдер. Описывается положение рук: руки сцеплены в пальцевый замок за спиной. Поза выполняется на обе стороны. В разных книгах есть разные вариации, в том числе и в других позах (к примеру, руки в тадасане), даны описания терапевтических эффектов, противопоказаний и ошибок при выполнении асаны. |
??? век | а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-50, находится в музее Махараджа Савай Мансингх II, в Джайпуре, Раджастан | Текста не полный, упоминает 500 асан, но только 57 асан имеют описание на языке раджастани. Текст отсутствует в открытом доступе, проверить не удалось. ETA считает, что нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой. По иллюстрации в книге “Encyclopaedia of Traditional Asanas” положение ног стандартное (правая стопа у левого бедра, левая у правого). |
??? век | джога-ман͂джари̅ (манускрипт) 6543, находится в Rajasthan Oriental Research Institute. | Текста нет в открытом доступе. По ETA в нём описывается положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого). |
??? век | а̅сана̅ни (манускрипт). Находится в Sampurnananda Sanskrit University Library, Benares | Текста нет в открытом доступе. По ETA в нём описывается положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого). |
??? век | а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-55.Данный манускрипт хранится в музее Махараджа Савай Мансингх (II) в Джайпуре | На данный момент в открытом доступе его нет, проверить информацию от ETA не удалось.Поза похожа на гомукхасану, называется матхана-асана. Правая лодыжка у левого бедра, левая у правого. Руки на коленях, взгляд направить на нос. |
позже XIII-XIV вв. | йога̅рн̣ава Существует 2 работы с таким названием, одна йогическая, другая дйотиш (астрономия и астрология). Два манускрипта по йогической практике: один записан на санскрите шрифтом деванагари, находится в Government Oriental Manuscript Library, Ченнай. Второй шрифтом малайам, находится в Oriental Research Institute, в г. Тривандрам. | Находится в списке ETA по данной асане, но без комментария где находится этот текст, без дат и информации о содержании. На какой из текстов он ссылался нам проверить не удалось. В открытом доступе текста пока нет.По ETA описание: правая стопа у левого, левая у правого, руки на коленях. |
??? век | хат̣ха-йога-сам̣хита̅ | Упоминается в списке ETA по данной позе, но нет комментария что это за текст и где он; в открытом доступе найти его пока не удалось. ETA пишет что там упоминается гомукхасана: правая стопа у левого бедра, левая у правого, руки на коленях. |
??? | а̅сана-ниру̅пан̣а (манускрипт) | Yoga-tantram, Asana-nirupana, 79/ K/ 1292, Pustak Prakash, Jodhpurболее ничего конкретного по данному тексту найти не удалось. В ETA сказано, что в этом тексте описывается вариант с положением ног: левая стопа у правого бедра, правая у левого. |
наши дни, XXI век | интернет, йога-центры | Под гомукхасоной подразумевается поза сидя: правая стопа у левого бедра, левая стопа у правого (колено поверх колена). Руки за спиной в пальцевом замке (например, правый локоть направлен вверх, левый вниз). Также существуют разнообразные вариации позы, от вариации позы самого простого вида, где одна нога прямая, а другая как в классическом варианте (т.е. по сути описан вариант, доступный любому человеку), до разных вариаций с руками, скрутками, наклонами в выполняемой позе. Варианты определяются фантазией преподавателя или практика и возможностями (тренированностью) тела. |
Поза гомукхасана древняя, первые упоминания её находятся ещё в упанишадах (йога-упанишадах), период их создания от II века до н.э. до IV века н.э.: джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат/дарш́анопанишад и ш́а̅н̣д̣илйопанишат (I век до н.э. и III век после н.э., или же он написан позднее текста Йога Сутр Патанджали (IV в. до н. э. и IV в. н. э.), и триш́икхи-бра̅хман̣опанишад (промежуток от I века до н.э. до X века н.э. (или же после X века)). Где описывается только положение ног: левую лодыжку к правому бедру, правую к левому. Про руки ничего не говорится.
Есть текст йога-йа̅джн͂авалкйа, но в его датировках огромный разброс: от II века до н.э. до IV века нашей эры или в промежутке X-XV веков. В нём описывается только положение ног, левую лодыжку/заднюю часть(?) к правому бедру, правую к левому. Упоминается что руками нужно перекрёстно захватить пальцы ног, не понятно к какой асане относить стих про руки. Разные исследователи по разному его трактуют.
В период до X века встречаются два текста: ахирбудхнйа-сам̣хита̅ и тирумантирам.
Ахирбудхнйа-сам̣хита̅ (IV век и позже), где дано нечёткое описание асаны, рекомендуется держаться за большие пальцы ног, перекрещенными за спиной руками. Текст на санскрите отличается от всех прочих ранних текстов с описанием похожей позы. Описание ног двусмысленное, то ли сидеть между пяток, то колено поверх колена, а лодыжки у бёдер. Что является особенностью санскрита – часто присутствует неоднозначность формулировки описания, из-за чего асану можно описать несколькими способами или по одному описанию сделать разные асаны. Важно помнить, что в силу особенностей традиции передачи знания йоги, описания на санскрите могут быть не точны без комментария учителя или хотя бы изображения асаны.
Тирумантирам (либо VI век, либо после X века) Тамильская поэтическая работа. Основной священный текст линии преемственности Нандинатха-сампрадаи (Шайва-сиддханта). В ней упоминаются несколько поз, но не описываются. В том числе упоминается гомукхасана ( как одна из «семи древних и выдающихся асан»).
По имеющимся на данный момент данным поза упоминается 48 раз в разных текстах разных периодах, при этом многие тексты связаны между собой – в более поздних копируются строки более ранних. Все эти тексты едины в описании позы, что касается положения ног (за редким исключением – двусмысленное описание в тексте ахирбудхнйа-сам̣хита̅): “левую лодыжку к правому бедру, правую к левому”. Это не всегда характерно для описания асан. Например, под пащчимотонасаной в текстах подразумеваются разные позы, и поза стоя, сидя или и поза лёжа в зависимости от текста.
В ряде текстов гомукхасана упоминается, но не описывается: ка̅лика̅пура̅н̣ам XI-XII века (или VII-XII некоторые участки текста), ма̅насолла̅са XII век (согласно ETA), ш́ива-сам̣хита̅ XVII век (или XIV-XVI века) – упоминание названия позы (в контексте препятствий в практике йоги), ш́ива-йога-ди̅пика̅ вероятно XX век, йога-рахасйа, Кришнамачарья XX век.
Другое положение ног: В ахирбудхнйа-сам̣хита̅ (IV век и позже) описание ног двусмысленное, то ли сидеть между пяток, то колено поверх колена, а лодыжки у бёдер. Текст на санскрите отличается от всех прочих ранних текстов с описанием похожей позы.
Упоминается положение взгляда: Джога-пради̅пика̅, текст XVIII века описывает позу сивасана и упоминает важность неподвижного взгляда. Возможно, ноги не совпадают со стандартным общепринятым положением в гомукхасане.
В названии есть слово «гомукхасана», но сама поза другая: статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7190 – (XIX век) адхара-гомукха̅сана.
Терапевтические эффекты от асаны упоминаются в нескольких текстах: хат̣ха-сан̇кета-чандрика̅ (XVII век) дается упоминание терапевтического эффекта от позы Гомукхасана: “…Дает контроль над апана-вайу через (правильное) применение мулабандхи. Побеждает свищ и геморрой.”
В тексте джога-пради̅пика̅ (1737г.) даётся следующее описание позы датта-дигамбара-а̅сана: “…Если в этой позиции практикуется пра̅н̣а̅йа̅ма то, практикующий избавляется от возмущений ва̅ты.”
В тексте йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (1789г.) описано про позу дурва̅са̅-а̅сана: “…охлаждает излишнее телесное тепло”
Шивананда Свами Сарасвати (1887-1963) в книге Yoga Asanas описывает пользу от гомукхасаны следующим образом:
“Польза. Эта асана устраняет ревматизм в ногах, ишиас, геморрой, невралгию ног и бедер, несварение, расстройство пищеварения, мышечную боль в спине и растяжения в предплечьях. Она помогает в поддержании брахмачарьи и хорошего здоровья. Мула бандха сама происходит и может с легкостью поддерживаться. Поэтому эта асана подходит для практики пранаямы. Обычно вы можете сидеть в этой позе в любое время для практики долгой медитации также. Худые люди с тонкими бедрами и ногами полюбят эту позу очень сильно. Йог Шивананда Сварупананда из Джвалапура (Харидвар) был почитателем этой асаны. Он постоянно сидел один в этой позе. Это была его любимая поза. Если вы найдете небольшой застой крови в бедрах и ногах, массируйте ноги и бедра руками как только вы выйдите из этой асаны. Есть также другая вариация Гомукхасаны. Когда вы делаете этот вариант, поднимите локоть левой руки вверх и пальцы сзади. Заведите правую руку за спину, поднимите указательный палец вверх так высоко как вы можете и зацепитесь указательными пальцами друг за друга.”
Б.К.С.Айенгар (1918-2014) в книге “Йога Дипика” дает следующее описание эффектов от данной позы: ”Эта поза излечивает спазмы в ногах и делает мышцы ног эластичными. Грудь хорошо раскрыта и спина становится прямой. Плечевые суставы двигаются свободно и широчайшие мышцы спины полностью вытянуты”.
Чем ближе текст к нашему времени тем более детально и с анатомическими подробностями даются описания позы и терапевтические эффекты от неё. Важно помнить, что наука и медицина не стоит на месте, исследуется и влияние практики асан йоги на организм человека, и следует сохранять критичный настрой к полученным данным, учитывая качество и дизайн исследования. Однозначно следует отметить что регулярные и разнообразные виды физической активности, в том числе и практика йоги, благотворно сказываются на здоровье человека. При проблемах со здоровьем, различных болезнях, следуют прежде всего обращаться к врачам.
В ряде текстов поза по описанию похожа на гомукхасану, но название другое: джога-прадипика XVIII век по ETA – сивасана и вр̣сапати-а̅сана, а также датта-дигамбара-а̅сана, текст йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) – датта-дигамбара-а̅сана, а̅сана-йога-грантха (XVIII век (1744 г)) дана по ETA – дурва̅са̅-а̅сана, йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) по ETA – дурва̅са̅-а̅сана, ш́ри̅таттва-нидхи (XIX век) – дхенукасана, статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7145 – датта-дигамбара-а̅сана (XIX век), йога̅санам (сачитра) вероятно XIX век, описана в ETA – дакшин̣а-чатурам̇ш́а-па̅да̅сана, киран̣а-т̣и̅ка̅ XX век – Поза называется и курмасана, и гомукхасана, “9 натхов и 84 сиддха” (XX век, 1967 год, по ETA) – санакасана, чарпат̣и̅-а̅сана и говинда̅сана, а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-55 (датировки неизвестны) описана по ETA – матхана-асана.
Положения рук описываются в текстах: В тексте йога-йа̅джн͂авалкйа, редактор Диванджи (от II века до н.э. до IV века нашей эры или в промежутке X-XV веков) есть строка про руки и разные исследователи спорят, к какой именно асане относить её. Если к гомукхасане, то руками нужно перекрёстно захватить пальцы ног.
В тексте ахирбудхнйа-сам̣хита̅ (IV век и позже) рекомендуется держаться за большие пальцы ног, перекрещенными за спиной руками. Описание асаны двусмысленное, текст на санскрите отличается от всех ранних описаний этой позы.
Текст хат̣хапради̅пика̅ (манускрипт) из 6 глав (предположительно XV век) по ETA даёт следующее описание рук: нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой.
Текст йога̅рн̣ава, написанный позже XIII-XIV вв., по ETA описывает гомукхасану, в которой руки лежат на коленях.
В тексте джога-прадипика (XVIII век) описывается поза, похожая на гомукхасану, называется вр̣сапати-а̅сана. По ETA руки нужно положить поверх колен.
Текст джога-пради̅пика̅, XVIII век, 1737 год, согласно материалам ETA даётся следующее описание рук: положите руки на ступни и держите их крепко.
В йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) описана поза похожая на гомукхасану. Называется датта-дигамбара-а̅сана. Руками нужно захватить большие пальцы ног (по описанию из книги ETA, захватывать нужно стопы).
Текст а̅сана-йога-грантха (XVIII век (1744 г)) описывает позу, похожую на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. Описание дано по ETA, нужно коснуться кончиками пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук. Положите руки ладонями вверх на гениталии.
Описание в тексте йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) совпадает с описанием из текста а̅сана-йога-грантха. Описывается позу, похожая на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. Описана дано по ETA, нужно коснуться кончиков пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук, затем положить руки ладонями вверх на гениталии.
ш́ри̅таттва-нидхи (XIX век) поза описана по материалам ETA. Поза называется дхенукасана. Согласно ему ладони лежат на левом бедре.
XIX век, статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7145. Поза похожа на гомукхасану. Руками захватываются большие пальцы ног.
йога̅санам (сачитра, вероятно XIX век) даёт описание позы, похожей на гомукхасану, дакшин̣а-чатурам̇ш́а-па̅да̅сана. В нём руки располагаются на верхней части живота, со сцепленными пальцами.
В “9 натхов и 84 сиддха”, XX век, 1967 год, описана поза санакасана, похожа на гомукхасану. В ней руками взяться за пальцы ног.
Текст “9 натхов и 84 сиддха”, XX век, описывает и чарпат̣и̅-а̅сана, похожую на гомукхасану. Руки нужно расположить на бедрах ладонями вверх (или пальцами к себе).
Текст “9 натхов и 84 сиддха”, XX век, говинда̅сана, похожа на гомукхасану. Руки расположить на ногах.
Текст с неизвестной датировкой а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-50 по ETA описывает положение рук: нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой.
а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-55 с неизвестной датировкой по ETA описывает позу, похожую на гомукхасану, матхана-асана. Руки нужно расположить на коленях.
Текст с неизвестной датировкой хат̣ха-йога-сам̣хита̅ согласно ETA описывает гомукхасану в которой руки лежат на коленях.
Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989) в книге Йога Рахасья (1965) даёт позу гомукхасану без подробного описания (упоминается в списке разных поз). Иллюстрации к ним даны в конце главы. На фотографии с позой гомукхасана положение рук следующее: руки лежат на стопах.
В следующих текстах описываются руки, соединённые за спиной (современный, популярный вариант выполнения): бр̣хадйога-сопа̅на описывает следующее положение рук: правая рука сверху за спиной, левая снизу, указательными пальцами зацепиться друг за друга;
В тексте йога-сопа̅на стих на санскрите, комментарий на маратхи. В стихе нет ничего про руки, вероятно их описание есть в комментарии. Иллюстрация к тексту с руками, соединенными за спиной;
ш́ри-йога-каустубха на языке гуджарати. ETA считает что в этом тексте описание гомукхасаны с руками, соединёнными за спиной. При этом и другой вариант асаны, без соединения рук, он тоже относит к этому тексту.
Текста сачитра вйавахарика йога нет в открытом доступе. Согласно ETA в этом тексте описана поза гомукхасана со соединенными руками за спиной.
Шивананда Свами Сарасвати (1887-1963) в книге Йога Асаны дал подробное описание вариантов асаны с описанием пользы. Описывается положение рук: замок из указательных пальцев за спиной. Вариации позы: смена рук и ног (левая и правая стороны), руки перед грудью или могут лежать на коленях.
В книгах Б.К.С.Айенгара (1918-2014, ученик Кришнамачарьи) описывается положение рук: руки сцеплены в пальцевый замок за спиной. Поза выполняется на обе стороны. В разных книгах есть разные вариации, в том числе использование части позы в других позах (к примеру, руки из позы гомукхасаны, тело в тадасане). Описание рук: правая рука сверху за спиной, левая снизу, указательными пальцами сцепиться друг за друга. Или же пальцевый замок за спиной.
Положение рук в гомукхасане, когда руки соединены за спиной, описывается только в текстах 20го века, хотя в таком виде эта поза наиболее популярна на западе. Однако, подобное положение рук не настолько древнее, как можно было бы подумать. Мы выражаем нашу благодарность за вышеупомянутые тексты всем учителям и людям, которые популяризировали йогу на протяжении веков.
Список источников (библиография)
(Материалы проверялись на разных языках, прежде всего на санскрите и английском, а также на хинди и других индийских языках. И крайне редко на русском при наличии перевода.)
The Encyclopaedia of Traditional Asanas – Second Edition 2013. Editor-in-Chief: Dr. M. L. Gharote. Editors: Dr. V. K. Jha, Dr. Parimal Devnath, Dr. S. B. Sakhalkar. The Lonavala Yoga Institute (India).
йога-йа̅джн͂авалкйа – Edited by Sri Prahlad C. Divanji, M.A., LL.M., Editor, siddhantabindu with English Translation, Notes, Introduction etc., and Author, Critical Word-Index to the Bhagavadgita (1954).
джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат – from sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by: Sunder Hattangadi. Latest update : April 15, 2021.
ш́а̅н̣д̣илйопанишат – from sanskritdocuments.org. Transliterated by : Sunder Hattangadi. Proofread by : Sunder Hattangadi. Last updated on Sat 20 Feb 2021.
ш́а̅н̣д̣илйопанишат – Йога-упанишады с комментариями Шри-упанишад Брахмайогина, Ред.Шастри, А.Махадева, Библиотека и Исследовательский Центр в Адьяре, Мадрас, 1983.
триш́икхи-бра̅хман̣опанишад – from sanskrit documents.org. Transliterated by : Sunder Hattangadi. Proofread by : Sunder Hattangadi. Latest update : Mar. 4, 2000.
триш́икхи-бра̅хман̣опанишад – Йога-упанишады с комментарием Шри-упанишад Брахмайогина Ред. Шастри, А.Махадева. Изд. Библиотека и Исследовательский Центр в Адьяре, Мадрас, 1983.
ахирбудхнйа-сам̣хита̅ – Ред. Рамануджачарья, МД., Изд. Библиотека и Исследовательский центр в городе Адьяр, 1916.
хат̣хапради̅пика̅ – By Svatmarama, translated by Shrinivasa Iyangar, proofread by A.A. Ramanathan and Pandit S.V. Subrahmanya Shastri. The Adyar Library and Research Center. The Theosophical Society, Adyar, Madras 20, India. 1972.
хат̣хапради̅пика̅ ─ автор Сва̅тма̅ра̅ма (10 глав), с комментарием Йога-прака̅ш́ика̅. Автор комментария Ба̅лакр̣шн̣а, редакция Гхарот, М. Л. & Паримал Девнатх, Изд. Лонавла Йога Институт (Индия), Лонавла, 2001.
гхеран̣д̣а-сам̣хита̅ — Редакция Свами Дигамбарджи & Гхарот, М, Л. Опубликовано Кайвальядхама, Ш.М.Й.М. Самити, Лонавла, 1978. Это критическое издание, основанное на 14 манускриптах, и 6 напечатанных текстах. В нем описываются 32 асаны.
джога-пради̅пика̅ (джога-пради̅пaка̅ ) — Редактор Гхарот, М.Л. издано Институтом Восточных Исследований Раджастана, Джодпур, 1999. Здесь описывается 84 асаны, многие из них сходны с описанными в йога̅сана-ма̅ла (сачитра). Сачитра значит с картинками — примечание переводчика.
Therapeutic References in Traditional Yoga Texts – Editors Dr. Manmath M. Ghrarote, Dr. Vijay Kant Jha, Dr. Parimal Devnath. The Lonavala Yoga Institute, India, 2010 (хат̣ха-сан̇кета-чандрика̅ процитирована в этой книге).
триш́икхи-бра̅хман̣опанишад – взята с сайта http://sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by Sunder Hattangadi, 2000.
The Yoga Upanishads – translated into English by T.R. Shrinivasa Ayyangar and edited by Pandit S. Subrahmanya Shastri. The Adyar Library. 1938. (Перевод на английский текста джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат и ш́а̅н̣д̣илйопанишат взят из этой книги).
джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат – документ взят с сайта sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by Sunder Hattangadi. April 15, 2021.
ш́а̅н̣д̣илйопанишат – взята с сайта http://sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by Sunder Hattangadi, 2000.
йога-сиддха̅нта-чандрика̅ – автор Шри Нарайана Тиртха. Редактор др. Вимала Карнатак. Chowkhamba Sanskrit Series Office. Varanasi.
васишт̣ха-сам̣хита̅ – (Yoga Khanda), Revised Edition, Editors & Commentators: Philosophico-Literary Research Department of Kaivaiyadhama. First Publication: August, 1984, Revised Publication: March, 2005.
ш́ива-сам̣хита̅ – translated by Rai Bahadur Srisa Chandra Vasu, published by the Panini Office, Bhuvaneshvari Ashrama Bahadurganj, printed by Apurva Krishna Bose at the Indian Press, 1914.
ш́ива-йога-ди̅пика̅– by Sadashiva Yogishvara. Publisher: Anandashram, 1978.
A Lamp on Śiva’s Yoga: The Unification of Yoga, Ritual, and Devotion in the Fifteenth-Century Śivayogapradīpikā (PhD Prospectus) by Seth Powell, 2018.
сиддха̅нта-ш́екхара – by Shripati. A Sanskrit Astronomical Work of the 11th century. Calcutta University Press, 1932.
ка̅лика̅пура̅н̣ам – Edited and translated by Acharya Mrityunjai Tripathi. Published by Navshakti Prakashan. First Edition 2006.
хат̣ха̅ратна̅вали̅ – A treatise of hatha yoga of Shrinivasa. Critically edited by Dr. M. L. Gharote, Dr. Parimal Devnath, Dr. Vijay Kant Jha. Published by The Lonavla Yoga Institute, 2019.
джйотсна̅-т̣ика̅ – a commentary on Hatha Yoga Pradipika. Shri Venkateshvar Steam Press, 1952.
йога-рахасйа – Шри Натхамуни, Древний трактат по йоге в изложении Шри Кришнамачарьи, Издательство «Janus Books», А.Сидерский и А.Лаппа. Пер. с англ.- С.-Пт.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.
йога-рахасйа – Presented by T. Krishnamacharya. Translated by T.K.V. Deshikachar. Krishnamachaya Granthamala Series II. Published by Krishnamacharya Yoga Mandiram, 2010.
йога-йа̅джн͂авалкйа – перевод критического издания на русский, А.Н.Рыбаков с сайта http://wildyogi.info/ru.html по книге Divanji, Prahlad (1954), Yoga Yajnavalkya: A Treatise on Yoga as Taught by Yogi Yajnavalkya. Bombay, India.
йога-йа̅джн͂авалкйа – Translated by A. G. Mohan. Edited by John. J. Ely Ph.D. Published by Ganesh &Co. An imprint of Productivity & Quality Publishing Pvt. Ltd. 38, Thanikachalarn Road. T. Nagar, Madras 600 017, India.
йога-йа̅джн͂авалкйа – B.B.R.A. Society Monograph №3. Edited by Shri Prahlad C. Divanji, M.A. LL. M. Bombay, 1954.
ш́ри-йога-каустубха – на языке гуджарати, автор Шарма, Шри Натхурама, Анандашрама, Катхиавад, 6 изд., 1942.
The Yoga Tradition of the Mysore Palace – by N. E. Sjoman, Publisher: Abhinav Publications; 2nd edition (June 1, 1999). В данной книге иллюстрации к тексту ш́ри̅таттва-нидхи.
джога-пради̅пика̅ — Редактор Гхарот, М.Л. издано Институтом Восточных Исследований Раджастана, Джодпур, 1999. Здесь описывается 84 асаны, многие из них сходны с описанными в йога̅сана-ма̅ла (сачитра).
хат̣хапради̅пика̅-вр̣тти ─ автор бходжа̅тмаджа (Комментарий на языке Маратхи), Ред. Гхарот, М.Л. Лонавла Йога Институт (Индия), Лонавла, 2000.
Satapathy B, Sahay GS. A brief introduction of “Yogāsana – Jaina”: An unpublished yoga manuscript. Yoga Mimamsa 2014;46:43-55.
киран̣а-т̣и̅ка̅ — Комментарий на Йогасу̅тры Пата̅н͂джали. Валлабхачарья, Шрикришна, Изд. Джйотиш Пракаш Пресс, Вишвешваргандж, Бенарес.
ахирбудхнйа-сам̣хита̅ — Ред. Рамануджачарья, МД., Изд. Библиотека и Исследовательский центр в городе Адьяр, 1916
Āsanas in Clay – an article in ‘the Luminescent’ by Jacqueline Hargreaves (images of figurines), 2018.
бр̣хадйога-сопа̅на – Ред. Шастри, Рам Нареш Мишра, Изд. Шри Венкатешвар Стиим Пресс, Мумбай, В.С. 2009.
йога-сопа̅на – (пурва-чатушка) in Marathi by Yogi Narayana Ghamande. Pub. by Tukaram Pundlik Shetye.
тирумантирам– текст на тамильском с переводом на английский. Текст скачан с сайта: https://himalayanacademy.com/
The Yoga Asanas – by Sivananda Saraswati, published by Swami Jivanmuktananda for the Divine Life Society, Shivanandanagar, and printed
by him at the Yoga-Vedanta Forest Academy Press, P.O. Shivanandanagar, Distt. Tehri-Garhwal, Uttaranchal, Himalayas, India, 2004.
Йога Рахасья, Шри Натхамуни. Древний трактат по йоге в изложении Шри Тирумалай Кришнамачарья. Издательство “Janus books” А.Сидерский и А.Лаппа. Пер. с англ.- С.-Пт.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.
Yogasanagalu – Third Edition , English translation is of the 1981 ‘New and revised edition’. Light on Yoga: Yoga Dipika – By B. K. S. Iyengar. George Allen and Unwin LTD, 2001.