Авторы статьи: Анна Шестопалова (Готра) и Александр Виджая
Поза хала̄сана в современном представлении (в массовом сознании) это перевёрнутая поза, когда практикующий в положении лёжа на спине поднимает ноги и заводит их за голову, носки при этом упираются в пол. Руки при этом могут оставаться за спиной, быть прижатыми к полу, быть сцепленными в пальцевом замке, или быть отведёнными за голову. В данной статье мы решили исследовать, насколько это описание соответсвует описанию этой позы в первоисточниках йоги.
При поиске а̄сан мы решили сделать акцент на внешнем сходстве, но также показать и упомянуть а̄саны, которые могут выполняться на основе этой перевернутой позы. То есть а̄саны, где в самой позе, на её базе, возможны разведение ног, перекрещивание их и прочее. Также мы принимали во внимание а̄саны, которые можно рассматривать как подводящие к выполнению данной позы. Понимание этого момента основывается на обширном опыте преподавания среди людей как разных возрастных групп, так и людей самого разного телосложения и уровня подготовки. В таком случае подобные а̄саны на практике могут восприниматься не как другие а̄саны, или а̄саны, подводящие практика к итоговому выполнению позы, а как адаптационный вариант именно данной а̄саны.
В нашей работе использовался список текстов М. Гхароте из книги “Encyclopaedia of Traditional āsanas” (ETA) с упоминанием или описанием данной а̄саны, далее сделана проверка по первоисточникам из этого списка. Тексты что были в открытом доступе проверялись на разных языках, как на санскрите, так и на других (в том числе на русском и английском, при наличии переводов на эти языки). Для уточнения нюансов перевода в работе также использовались санскритские словари. Все использованные материалы даны в конце данной статьи.
Упоминание позы (название позы и трактат), напоминающей современную хала̄сану (перевёрнутую поза с ногами за головой, со стопами на полу) в разных вариациях*:
хала̄сана (Йога-Рахасйа, Йога-Макаранда XX век), ла̄н̇гала̄сана (ш́ри̅таттва-нидхи, XIX век и капа̄ла-куран̣т̣ака-хат̣ха̄бхйа̄са-паддхати, XVIII век), абхика̄сана (хат̣хапради̅пика̄-сиддха̄нтамукта̄вали, XVIII век, 1708), чакра̄сана (йога-сиддха̅нта-чандрика̅ XVII век, киран̣а-т̣и̅ка̅ (XX век, неоднозначное описание а̄саны, то ли сидя, то стоя, то ли лёжа выполнять) и ш́ри-йога-каустубха (XX век, согласно ETA, перевода нет) и сачитра чаурйайасин а̄сане (XIX век, два последних текста дают схожее описание, но картинка в последнем изображает а̄сану стоя)), вичитра-каран̣и̅ и ш́айита-паш́чимата̄на̄сана (хат̣ха̅ратна̅вали̅, XVII век), пāрш́ва-хала̄сана (Йога-Макаранда, XX век) и урдхва-мукха-паш́чимоттāна̄сана (Йога-Макаранда, XX век), статуэтка камала̄сана из Центрального Музея Джайпура (Jaipur Central Museum), XIX век
По имеющимся на данный момент данным, поза не особо распространена в различных текстах по йогической практике (особенно если сравнивать с распространенностью других поз). Тем не менее сейчас она также является одной из визитных карточек современной хат̣ха йоги. Название позы хала̄сана и перевёрнутая поза с ногами за головой закрепляются в массовом сознании именно в XX века. Это происходит благодаря учителям йоги: Шивананда Свами Сарасвати (1887-1963), Свами Кувалаянанда (1883-1966) и Шри Тирумалай Кришнамачарйа (1888-1989) и деятельности их учеников.
С полным вариантом статьи можно ознакомиться по этой ссылке: https://drive.google.com/file/d/1qK4vpIa5GXKyCz4XVN859ognie1xjOYH/view?usp=drive_link