Полный анализ позы гомукхасана в разных первоисточниках

Авторы статьи: Анна Готра (Шестопалова) и Александр Виджая

Статья представляет собой исторический анализ позы гомукхасаны, её различные упоминания и описания в разных йогических текстах, в разные временные периоды. Изначально в работе использовался список текстов М. Гхарота из книги “Encyclopaedia of Traditional Asanas” (ETA) с упоминанием или описанием данной асаны, далее сделана проверка по первоисточникам из этого списка. Часть текстов найдена и информация проверена по ним, часть находится в закрытом доступе и тут приходиться использовать материалы ETA (доверять его данным, из-за невозможности сделать проверку). Тексты что были в открытом доступе проверялись на разных языках, как на санскрите, так и на других (в том числе русский и английский, при наличии переводов на эти языки). Некоторые из текстов написаны на смеси разных языков Индии, из-за отсутствия перевода и возможности перепроверить описание, здесь также приходиться доверять М. Гхароту с его переводом. Также были найдены тексты, не упомянутые в списке ETA по гомукхасане, но упоминающие её. Все собранные данные представлены в виде таблицы с датировками и названиями текстов, а также отличительной чертой описания или упоминания гомукхасаны в них. После таблицы сделан анализ.

Таблица упоминаний позы гомукхасана (и поз, похожих на неё)

ВекТекстОсобенность описания
неясные даты, разные оценки учёных по датировке.от II века до н.э. до IV века нашей эры или в промежутке X-XV вековйога-йа̅джн͂авалкйаОписано только положение но, левую лодыжку/заднюю часть(?) к правому бедру, правую к левому. Упоминается что руками нужно перекрёстно захватить пальцы ног (не понятно к какой асане относить комментарий про руки). 
I век до н.э. и III век после н.э., или же он написан позднее текста Йога Сутр Патанджали (IV в. до н. э. и IV в. н. э.).джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат/дарш́анопанишадтолько положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому
I век до н.э. и III век после н.э., или же он написан позднее текста Йога Сутр Патанджали (IV в. до н. э. и IV в. н. э.).ш́а̅н̣д̣илйопанишаттолько положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому
промежуток от I века до н.э. до X века н.э. (или же после X века)триш́икхи-бра̅хман̣опанишадтолько положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому
IV век и позжеахирбудхнйа-сам̣хита̅нечёткое описание асаны, рекомендуется держаться за большие пальцы ног, перекрещенными за спиной руками. Описание ног двусмысленное, то ли сидеть между пяток, то колено поверх колена, а лодыжки у бёдер. Текст на санскрите отличается от всех прочих ранних текстов с описанием похожей позы.
??? к датировке много вопросов, идут споры среди учёных.либо VI век, либо после X векатирумантирам (автор Тирумулар).Текста нет в списке  ETA по данной асане.Тамильская поэтическая работа. Основной священный текст линии преемственности Нандинатха-сампрадаи (Шайва-сидханта). В ней упоминаются несколько поз, но не описываются. В том числе гомукхасана (важные и древние семь асан).
XI век сиддха̅нта-ш́екхара (ка̅мйа-ка̅нда)упоминается гомукхасана соглано ETA (перепроверить пока не удалось)
XI-XII века (или VII-XII некоторые участки текста)ка̅лика̅пура̅н̣амупоминается поза, описания нет “лучшие позы для поклонения божествам”
XII векма̅насолла̅са, автор Kalyani Chalukya king Someshvara IIIЭнциклопедическая работа, освещающая самые разнообразные темы от политики и экономики, до астрологии, музыки, растениеводства и парфюмерии. Нам пока не удалось найти в тексте гомукхасану. В ETA: Текст ма̅насолла̅са помещает позы сваст̣и̅ка̅, гомукха, падма и хам̣са̅сана в категорию бра̅хма-а̅сан. Этот текст распределяет различные а̅саны на 5 групп, а именно бра̅хма, вайшн̣ава, раудра, ш́а̅кта и ш́аива.
XIII веквасишт̣ха-сам̣хита̅только положение ног
~XIV векйога-сиддха̅нта-чандрика̅только положение ног (как и в упанишадах и хатха йога прадипике)
XV век хатха йога прадипикатолько положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому
XV век хатха йога прадипика из 10 главтолько положение ног, левую лодыжку к правому бедру, правую к левому
(?) XV век хат̣хапради̅пика̅ (манускрипт) из 6 глав, находится в Раджастане, в г. Джодхпур.Текста у нас нет. В ETA: нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой. Про ноги ничего не сказано, вероятно, положение такое же как и в других текстах хатха йога прадипика.
позднее XVкомментарий на хатха йога прадипика, хат̣хапради̅пика̅-вр̣тти, Свами БходжаатмаджаНа языке маратхи. Перевода пока нет. В комментарии два названия позы: гомукхасана и вирасана
XVI векйога-чинта̅ман̣и (автор Годавара Мишра), манускрипт 220/1882-83, Bhandarkar Oriental Research Institute.Текста нет в открытом доступе. По ETA: описываются только ноги (стопы у бёдер).
XVIIйога-чинта̅ман̣и (автор Шивананда Сарасвати)По ETA: описывается только положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого).
XVII векйуктабхавадеваТекст отсутствует в открытом доступе. По ETA: описывается только положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого).
XVII векхат̣ха-сан̇кета-чандрика̅Описано только положение ног. Описаны терапевтические эффекты.
XVII векхат̣ха̅ратна̅вали̅Описано только положение ног
XVII векгхеранда самхитаОписание отличается: стопы нужно расположить у ягодиц, без пояснения какая стопа у какого бедра. Описано только положение ног, добавляется что тело должно быть прямое. Похожа на современную позу вирасану.
XVII век (или XIV-XVI века)ш́ива-сам̣хита̅В тексте упоминание только название позы (в контексте препятствий в практике йоги)
предположительно XVIII векхат̣ха-таттва-каумуди̅ из библиотеки Чэмберз(существуют 4 манускрипта, одни копии, другие сильно отличаются)ETA: в манускрипте хат̣ха-таттва-каумуди̅ из библиотеки Чэмберз есть описание гомукхасаны (где описывается только положение ног, колено поверх колена, стопы у бедёр). Но данного манскрипта нет в открытом доступе. В критическом издании по трём манускриптам поза гомукхасана отсутствует.  
XVIII векджйотсна̅-т̣ика̅ (комментарий к хатха йога прадипика)Описано только положение ног/
XVIII век джога-прадипикаТекст пока у нас без перевода, смесь языков хинди, брадж бхаша и  кхари боли. Асана называется сивасана
XVIII век джога-прадипикаПоза называется вр̣сапати-а̅сана. Текст на смеси языков хинди, брадж бхаса, кхари боли. По ETA  похожа на положение ног как и в других текстах, добавлено положение рук – руки поверх колен. Взгляд на кончике носа.
XVIII век, 1737 годджога-пради̅пика̅ (книга издана М.Л.Гхаротом в 1999 г.). описаны 84 асаны, многие из которых похожи на асаны в тексте йога-а̅санама̅ла̅-сачитра.Текст написан Джайатарамой.Поза похожа на гомукхасану, датта-дигамбара-а̅сана. Текст на смеси языков хинди, брадж бхаса, кхари боли. По ETA: В позиции сидя, подтяните правую ногу через левое бедро так, чтобы её ступня касалась земли. Подтяните левую ногу на правую сторону и положите её ступню к ягодице. Положите руки на ступни и держите их крепко. Сядьте прямо и направьте взгляд в межбровье. Если в этой позиции практикуется пра̅н̣а̅йа̅ма то, практикующий избавляется от возмущений ва̅ты.
XVIII векйога-а̅санама̅ла̅-сачитраНаписан Джайатарамой, Скопирован Свами Собхарамой в  1789 году (1846 г эры самват).Поза похожая на гомукхасану. Расположение ног: правое колено поверх левого колена, лодыжки у бёдер. Руками захватываются большие пальцы ног (по описанию из ETA, захватывать нужно стопы). Взгляд направить в межбровье. Поза называется датта-дигамбара-а̅сана. Данный текст мы пока не нашли, информация по ETA не проверена.
XVIII век (1744 г)а̅сана-йога-грантхаПоза похожая на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. Описана дано по ETA, проверить нам не удалось пока.По расположению ног похожа на современный вариант гомукхасаны, колено поверх колена, стопу у противоположных бёдер. Коснитесь кончиков пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук. Положите руки ладонями вверх на гениталии и направьте взгляд между бровей. Эта практика снижает телесное тепло.По ETA описание предположительно сходно с описанием из текста йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XX век).
XVIII векйога-а̅санама̅ла̅-сачитраНаписан Джайатарамой, Скопирован Свами Собхарамой в  1789 году (1846 г эры самват).Поза похожая на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. По расположению ног похожа на современный вариант гомукхасаны, колено поверх колена, стопу у противоположных бёдер. Коснитесь кончиков пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук. Положите руки ладонями вверх на гениталии и направьте взгляд между бровей. Эта практика снижает телесное теплоОписание асаны дано по материалам ETA, самого текста у нас пока нет.По ETA описание позы предположительно сходно с описанием в тексте  а̅сана-йога-грантха (XIX век).
XIX векш́ри̅таттва-нидхипоза называется дхенукасана, текст на языке каннада. Перевода нет. Описано положение ног – левая стопа у правого бедра, правая у левого, ладони лежат на левом бедре (описание дано по ETA).
XIX век статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7145Поза похожая на гомукхасану. Расположение ног: правое колено поверх левого колена, лодыжки у бёдер. Руками захватываются большие пальцы ног. В ETA считается что это поза датта-дигамбара-а̅сана из йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (текста у нас нет).
XIX век статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7190В названии асаны присутствует гомукха, адхара-гомукха̅сана. Положите одну стопу под противоположную ягодицу, а другую стопу на соответствующее ему плечо. Соедините ладони вместе перед грудью.
XIX век (1899 г)сачитра чаурйайасин асанеТекст на языке маратхи, перевода у нас нет. Поза называется курмасана. ETA считает это описание схожим с описанием из текста йога̅санам (сачитра),где стопы вывернуты под анусом, руки на бёдрах.
вероятно XIX векйога̅санам (сачитра)Описание дано по ETA: стопы вывернуты под анусом, а руки на бёдрах. Текста у нас пока нет, полная версия по подписке в журнале https://www.ym-kdham.in/article.asp?issn=0044-0507;year=2014;volume=46;issue=1;spage=43;epage=55;aulast=Satapathy
вероятно XIX векйога̅санам (сачитра)Поза похожа на гомукхасану, называется дакшин̣а-чатурам̇ш́а-па̅да̅сана. Описание по ETA: согнутое правое колено расположено поверх  согнутого левого, а руки располагаются на верхней части живота, со сцепленными пальцами. Левая стопа под правой ягодицей. Глаза смотрят на нос.Проверить информацию по ETA пока не удалось. Полная версия в журнале по подписке https://www.ym-kdham.in/article.asp?issn=0044-0507;year=2014;volume=46;issue=1;spage=43;epage=55;aulast=Satapathy
вероятно XX векш́ива-йога-ди̅пика̅ Текст авторства Sadashiva Yogishvaraупоминается название позы в контексте “10 лучших поз”, описания нет.
XX векйога-рахасйа, Кришнамачарьятолько упоминается название асаны
XX век ш́ри-йога-каустубхаТекст на языке гуджарати, перевода пока нет. ETA считает что в этом тексте описание гомукхасаны с руками, соединёнными за спиной. При этом и другой вариант асаны, без соединения рук, он тоже относит к этому тексту.
XX век киран̣а-т̣и̅ка̅Поза называется и курмасана, и гомукхасана. Описание сходно с описанием в текстах йога̅санам (сачитра) и сачитра чаурйайасин асане.
XX вексачитра вйавахарика йогаТекста у нас нет. ETA считает что в этом тексте описана поза гомукхасана  со соединенными руками за спиной.
XX векбр̣хадйога-сопа̅на, автор Pt. Ram Naresh Mishra ShastriВероятно один из первых первоисточников, который описывает конкретное положение рук за спиной: правая рука сверху за спиной, левая снизу, указательными пальцами сцепиться друг за друга. Левая лодыжка справа от ягодицы, правая слева. 
XX век йога-сопа̅на, автор Yogi Narayana GhamandeСамо описание асаны на санскрите, комментарий на маратхи. В описании нет ничего про руки, вероятно их описание есть в комментарии. Иллюстрация к тексту с руками, соединенными за спиной (правая рука вверх, левая вниз, указательные пальцы сцеплены). 
XX век, 1967 год “9 натхов и 84 сиддха” (Navnath 84 siddhas), текст скопирован с древних фигур в джодпурском стиле (Раджастан)Поза санакасана, похожа на гомукхасану. Правая стопа слева, левая справа, одно колено поверх другого. Руками взяться за пальцы ног и сидеть прямо. Текст пока не нашли в открытом доступе, проверить информацию по ETA не удалось.
XX век, 1967 год“9 натхов и 84 сиддха” (Navnath 84 siddhas), текст скопирован с древних фигур в джодпурском стиле (Раджастан)Поза чарпат̣и̅-а̅сана, похожа на гомукхасану. Описание: расположите левую лодыжку сбоку от правого бедра, а правую лодыжку сбоку от левого бедра. Колени находятся одно над другим. Руки расположите на бедрах ладонями вверх (пальцами к себе?).Текст пока не нашли в открытом доступе, проверить информацию по ETA не удалось.
XX век, 1967 год“9 натхов и 84 сиддха” (Navnath 84 siddhas), текст скопирован с древних фигур в джодпурском стиле (Раджастан)По ETA. Поза похожа на гомукхасану, говинда̅сана. Левая стопа расположена с правой стороны от бедра, а правая стопа с левой стороны бедра, таким образом, одно колено располагается над другим. Руки расположены на ногах.Текст пока не нашли в открытом доступе, проверить информацию по ETA не удалось.
XX векйога-ма̅рга-пради̅паВ открытом доступе только часть текста, асаны в открытую часть не вошли, проверить не удалось. По ETA: описываются только ноги (правая стопа у левого бедра, левая у правого).
XX векКниги Шивананда Свами Сарасвати (1887-1963)Шивананда написал множество книг (википедия пишет что 296). В книге Йога Асаны дан подробно описанный вариант асаны с описанием пользы и небольших вариаций/изменений в выполнении позы. Левая пятка под левой частью ануса, правая стопа у левого бедра. Описывается положение рук (современный популярный вариант): замок из указательных пальцев за спиной. Вариации позы: смена рук и ног (левая и правая стороны), руки перед грудью или могут лежать на коленях.
XX векКниги авторства Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989)У автора три книги: Йога Рахасья (1965), Йога Макаранда (1934) и Йогасанагалу (1941). Гомукхасана упоминается в тексте Йога Рахасья. Там гомукхасана без подробного описания. В 12 шлоке написано: в следующих шлоках приводится список асан, которые редко встречаются в других текстах. В 16 шлоке в списке перечисленных асан есть гомукхасана. Иллюстрации к асанам даны в конце главы. На одной из фотографии гомукхасана: правая стопа у левого бедра, левое у правого (левое колено поверх правого), руки лежат на стопах.Фрагмент книги Йогасанагулу не переведён (2022 год), возможно там ещё будет упоминание/описание. Подробное описание гомукхасаны дали уже ученики Кришнамачарьи, в том числе и Б.К.С.Айенгар, Паттабхи Джойс и др.
XX векКниги Б.К.С.Айенгар (1918-2014), ученик Кришнамачарьи. Основатель школы/стиля Айенгар йоги.Автор 30 книг. Подробное описание асаны есть в части его книг, с разными вариациями выполнения. Частое описание асаны предполагает колено поверх колена, а пятки под(!) ягодицами, а у не у бёдер. Описывается положение рук: руки сцеплены в пальцевый замок за спиной. Поза выполняется на обе стороны. В разных книгах есть разные вариации, в том числе и в других позах (к примеру, руки в тадасане), даны описания терапевтических эффектов, противопоказаний и ошибок при выполнении асаны.
??? века̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-50, находится в музее Махараджа Савай Мансингх II, в Джайпуре, РаджастанТекста не полный, упоминает 500 асан, но только 57 асан имеют описание на языке раджастани. Текст отсутствует в открытом доступе, проверить не удалось. ETA считает, что нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой. По иллюстрации в книге “Encyclopaedia of Traditional Asanas” положение ног стандартное (правая стопа у левого бедра, левая у правого).
??? векджога-ман͂джари̅ (манускрипт) 6543, находится в Rajasthan Oriental Research Institute.Текста нет в открытом доступе. По ETA в нём описывается положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого).
??? века̅сана̅ни (манускрипт). Находится в Sampurnananda Sanskrit University Library, BenaresТекста нет в открытом доступе. По ETA в нём описывается положение ног (правая стопа у левого бедра, левая у правого).
??? век а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-55.Данный манускрипт хранится в музее Махараджа Савай Мансингх (II) в Джайпуре На данный момент в открытом доступе его нет, проверить информацию от ETA не удалось.Поза похожа на гомукхасану, называется матхана-асана. Правая лодыжка у левого бедра, левая у правого. Руки на коленях, взгляд направить на нос.
позже XIII-XIV вв.йога̅рн̣ава
Существует 2 работы с таким названием, одна йогическая, другая дйотиш (астрономия и астрология). Два манускрипта по йогической практике: один записан на санскрите шрифтом деванагари, находится в Government Oriental Manuscript Library, Ченнай. Второй шрифтом малайам, находится в Oriental Research Institute, в г. Тривандрам. 
Находится в списке ETA по данной асане, но без комментария где находится этот текст, без дат и информации о содержании. На какой из текстов он ссылался нам проверить не удалось. В открытом доступе текста пока нет.По ETA описание: правая стопа у левого, левая у правого, руки на коленях.
??? векхат̣ха-йога-сам̣хита̅Упоминается в списке ETA по данной позе, но нет комментария что это за текст и где он; в открытом доступе найти его пока не удалось. ETA пишет что там упоминается гомукхасана: правая стопа у левого бедра, левая у правого, руки на коленях.
???а̅сана-ниру̅пан̣а (манускрипт)Yoga-tantram, Asana-nirupana, 79/ K/ 1292, Pustak Prakash, Jodhpurболее ничего конкретного по данному тексту найти не удалось. В ETA сказано, что в этом тексте описывается вариант с положением ног: левая стопа у правого бедра, правая у левого.
наши дни, XXI векинтернет, йога-центры Под гомукхасоной подразумевается поза сидя: правая стопа у левого бедра, левая стопа у правого (колено поверх колена). Руки за спиной в пальцевом замке (например, правый локоть направлен вверх, левый вниз).
Также существуют разнообразные вариации позы, от вариации позы самого простого вида, где одна нога прямая, а другая как в классическом варианте (т.е. по сути описан вариант, доступный любому человеку), до разных вариаций с руками, скрутками, наклонами в выполняемой позе. Варианты определяются фантазией преподавателя или практика и возможностями (тренированностью) тела.

Поза гомукхасана древняя, первые упоминания её находятся ещё в упанишадах (йога-упанишадах), период их создания от II века до н.э. до IV века н.э.: джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат/дарш́анопанишад и ш́а̅н̣д̣илйопанишат (I век до н.э. и III век после н.э., или же он написан позднее текста Йога Сутр Патанджали (IV в. до н. э. и IV в. н. э.), и триш́икхи-бра̅хман̣опанишад (промежуток от I века до н.э. до X века н.э. (или же после X века)). Где описывается только положение ног: левую лодыжку к правому бедру, правую к левому. Про руки ничего не говорится.

Есть текст йога-йа̅джн͂авалкйа, но в его датировках огромный разброс: от II века до н.э. до IV века нашей эры или в промежутке X-XV веков. В нём описывается только положение ног, левую лодыжку/заднюю часть(?) к правому бедру, правую к левому. Упоминается что руками нужно перекрёстно захватить пальцы ног, не понятно к какой асане относить стих про руки. Разные исследователи по разному его трактуют.

В период до X века встречаются два текста:  ахирбудхнйа-сам̣хита̅ и тирумантирам.

Ахирбудхнйа-сам̣хита̅ (IV век и позже), где дано нечёткое описание асаны, рекомендуется держаться за большие пальцы ног, перекрещенными за спиной руками. Текст на санскрите отличается от всех прочих ранних текстов с описанием похожей позы. Описание ног двусмысленное, то ли сидеть между пяток, то колено поверх колена, а лодыжки у бёдер. Что является особенностью санскрита – часто присутствует неоднозначность формулировки описания, из-за чего асану можно описать несколькими способами или по одному описанию сделать разные асаны. Важно помнить, что в силу особенностей традиции передачи знания йоги, описания на санскрите могут быть не точны без комментария учителя или хотя бы изображения асаны.

Тирумантирам (либо VI век, либо после X века) Тамильская поэтическая работа. Основной священный текст линии преемственности Нандинатха-сампрадаи (Шайва-сиддханта). В ней упоминаются несколько поз, но не описываются. В том числе упоминается гомукхасана ( как одна из «семи древних и выдающихся асан»).

По имеющимся на данный момент данным поза упоминается 48 раз в разных текстах разных периодах, при этом многие тексты связаны между собой – в более поздних копируются строки более ранних. Все эти тексты едины в описании позы, что касается положения ног (за редким исключением – двусмысленное описание в тексте ахирбудхнйа-сам̣хита̅): “левую лодыжку к правому бедру, правую к левому”. Это не всегда характерно для описания асан. Например, под пащчимотонасаной в текстах подразумеваются разные позы, и поза стоя, сидя или и поза лёжа в зависимости от текста.

В ряде текстов гомукхасана упоминается, но не описывается: ка̅лика̅пура̅н̣ам XI-XII века (или VII-XII некоторые участки текста), ма̅насолла̅са XII век (согласно  ETA), ш́ива-сам̣хита̅ XVII век (или XIV-XVI века) – упоминание названия позы (в контексте препятствий в практике йоги), ш́ива-йога-ди̅пика̅ вероятно XX век, йога-рахасйа, Кришнамачарья XX век.

Другое положение ног: В ахирбудхнйа-сам̣хита̅ (IV век и позже) описание ног двусмысленное, то ли сидеть между пяток, то колено поверх колена, а лодыжки у бёдер. Текст на санскрите отличается от всех прочих ранних текстов с описанием похожей позы.

Упоминается положение взгляда: Джога-пради̅пика̅, текст XVIII века описывает позу сивасана и упоминает важность неподвижного взгляда. Возможно, ноги не совпадают со стандартным общепринятым положением в гомукхасане. 

В названии есть слово «гомукхасана», но сама поза другая: статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7190 – (XIX век)  адхара-гомукха̅сана.

Терапевтические эффекты от асаны упоминаются в нескольких текстах: хат̣ха-сан̇кета-чандрика̅ (XVII век) дается упоминание терапевтического эффекта от позы Гомукхасана: “…Дает контроль над апана-вайу через (правильное) применение мулабандхи. Побеждает свищ и геморрой.”

В тексте джога-пради̅пика̅ (1737г.) даётся следующее описание позы датта-дигамбара-а̅сана: “…Если в этой позиции практикуется пра̅н̣а̅йа̅ма то, практикующий избавляется от возмущений ва̅ты.”

В тексте йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (1789г.) описано про позу дурва̅са̅-а̅сана: “…охлаждает излишнее телесное тепло”

Шивананда Свами Сарасвати (1887-1963) в книге Yoga Asanas описывает пользу от гомукхасаны следующим образом:

“Польза. Эта асана устраняет ревматизм в ногах, ишиас, геморрой, невралгию ног и бедер, несварение, расстройство пищеварения, мышечную боль в спине и растяжения в предплечьях. Она помогает в поддержании брахмачарьи и хорошего здоровья. Мула бандха сама происходит и может с легкостью поддерживаться. Поэтому эта асана подходит для практики пранаямы. Обычно вы можете сидеть в этой позе в любое время для практики долгой медитации также. Худые люди с тонкими бедрами и ногами полюбят эту позу очень сильно. Йог Шивананда Сварупананда из Джвалапура (Харидвар) был почитателем этой асаны. Он постоянно сидел один в этой позе. Это была его любимая поза. Если вы найдете небольшой застой  крови в бедрах и ногах, массируйте ноги и бедра руками как только вы выйдите из этой асаны. Есть также другая вариация Гомукхасаны. Когда вы делаете этот вариант, поднимите локоть левой руки вверх и пальцы сзади. Заведите правую руку за спину, поднимите указательный палец вверх так высоко как вы можете и зацепитесь указательными пальцами друг за друга.”

Б.К.С.Айенгар (1918-2014) в книге “Йога Дипика” дает следующее описание эффектов от данной позы: ”Эта поза излечивает спазмы в ногах и делает мышцы ног эластичными. Грудь хорошо раскрыта и спина становится прямой. Плечевые суставы двигаются свободно и широчайшие мышцы спины полностью вытянуты”.

Чем ближе текст к нашему времени тем более детально и с анатомическими подробностями даются описания позы и терапевтические эффекты от неё. Важно помнить, что наука и медицина не стоит на месте, исследуется и влияние практики асан йоги на организм человека, и следует сохранять критичный настрой к полученным данным, учитывая качество и дизайн исследования. Однозначно следует отметить что регулярные и разнообразные виды физической активности, в том числе и практика йоги, благотворно сказываются на здоровье человека. При проблемах со здоровьем, различных болезнях, следуют прежде всего обращаться к врачам.

В ряде текстов поза по описанию похожа на гомукхасану, но название другое: джога-прадипика XVIII век по ETA – сивасана и вр̣сапати-а̅сана, а также датта-дигамбара-а̅сана, текст йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) – датта-дигамбара-а̅сана, а̅сана-йога-грантха (XVIII век (1744 г)) дана по ETA – дурва̅са̅-а̅сана, йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) по ETA – дурва̅са̅-а̅сана, ш́ри̅таттва-нидхи (XIX век) – дхенукасана, статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7145  – датта-дигамбара-а̅сана (XIX век), йога̅санам (сачитра) вероятно XIX век, описана в ETA – дакшин̣а-чатурам̇ш́а-па̅да̅сана, киран̣а-т̣и̅ка̅ XX век – Поза называется и курмасана, и гомукхасана, “9 натхов и 84 сиддха”  (XX век, 1967 год, по ETA) – санакасана, чарпат̣и̅-а̅сана и говинда̅сана, а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-55 (датировки неизвестны) описана по ETA – матхана-асана.

Положения рук описываются в текстах: В тексте йога-йа̅джн͂авалкйа, редактор  Диванджи (от II века до н.э. до IV века нашей эры или в промежутке X-XV веков) есть строка про руки и разные исследователи спорят, к какой именно асане относить её. Если к гомукхасане, то руками нужно перекрёстно захватить пальцы ног.

В тексте ахирбудхнйа-сам̣хита̅ (IV век и позже) рекомендуется держаться за большие пальцы ног, перекрещенными за спиной руками. Описание асаны двусмысленное, текст на санскрите отличается от всех ранних описаний этой позы.

Текст хат̣хапради̅пика̅ (манускрипт) из 6 глав (предположительно XV век) по ETA даёт следующее описание рук: нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой. 

Текст йога̅рн̣ава, написанный позже XIII-XIV вв., по ETA описывает гомукхасану, в которой руки лежат на коленях.

В тексте джога-прадипика (XVIII век)  описывается поза, похожая на гомукхасану, называется вр̣сапати-а̅сана. По ETA руки нужно положить поверх колен.

Текст джога-пради̅пика̅, XVIII век, 1737 год, согласно материалам ETA даётся следующее описание рук: положите руки на ступни и держите их крепко.

В йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) описана поза похожая на гомукхасану. Называется датта-дигамбара-а̅сана. Руками нужно захватить большие пальцы ног (по описанию из книги ETA, захватывать нужно стопы).

Текст а̅сана-йога-грантха (XVIII век (1744 г)) описывает позу, похожую на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. Описание дано по ETA, нужно коснуться кончиками пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук. Положите руки ладонями вверх на гениталии.

Описание в тексте йога-а̅санама̅ла̅-сачитра (XVIII век) совпадает с описанием из  текста а̅сана-йога-грантха. Описывается позу, похожая на гомукхасану, дурва̅са̅-а̅сана. Описана дано по ETA, нужно коснуться кончиков пальцев правой руки до середины средних фаланг левых пальцев рук, затем положить  руки ладонями вверх на гениталии.

ш́ри̅таттва-нидхи (XIX век) поза описана по материалам ETA. Поза называется дхенукасана. Согласно ему ладони лежат на левом бедре.

XIX век, статуэтка из Центрального музея Джайпура (Jaipur Central Museum)-7145. Поза похожа на гомукхасану. Руками захватываются большие пальцы ног.

йога̅санам (сачитра, вероятно XIX век) даёт описание позы, похожей на гомукхасану, дакшин̣а-чатурам̇ш́а-па̅да̅сана. В нём руки располагаются на верхней части живота, со сцепленными пальцами. 

В “9 натхов и 84 сиддха”, XX век, 1967 год, описана поза санакасана, похожа на гомукхасану. В ней руками взяться за пальцы ног.

Текст “9 натхов и 84 сиддха”, XX век, описывает и  чарпат̣и̅-а̅сана, похожую на гомукхасану. Руки нужно расположить на бедрах ладонями вверх (или пальцами к себе).

Текст “9 натхов и 84 сиддха”, XX век, говинда̅сана, похожа на гомукхасану. Руки расположить на ногах.

Текст с неизвестной датировкой а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-50 по ETA описывает положение рук: нужно взяться за противоположные плечи руками, перекрещенными и зафиксированными за головой.

а̅сана-на̅ма̅ни (манускрипт)-55 с неизвестной датировкой по ETA описывает позу, похожую на гомукхасану, матхана-асана. Руки нужно расположить на коленях.

Текст с неизвестной датировкой хат̣ха-йога-сам̣хита̅ согласно ETA описывает гомукхасану в которой руки лежат на коленях.

Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989) в книге Йога Рахасья (1965) даёт позу гомукхасану без подробного описания (упоминается в списке разных поз). Иллюстрации к ним даны в конце главы. На фотографии с позой гомукхасана положение рук следующее: руки лежат на стопах.

В следующих текстах описываются руки, соединённые за спиной (современный, популярный вариант выполнения): бр̣хадйога-сопа̅на описывает следующее положение рук: правая рука сверху за спиной, левая снизу, указательными пальцами зацепиться друг за друга;

В тексте йога-сопа̅на стих на санскрите, комментарий на маратхи. В стихе нет ничего про руки, вероятно их описание есть в комментарии. Иллюстрация к тексту с руками, соединенными за спиной;

ш́ри-йога-каустубха на языке гуджарати. ETA считает что в этом тексте описание гомукхасаны с руками, соединёнными за спиной. При этом и другой вариант асаны, без соединения рук, он тоже относит к этому тексту.

Текста сачитра вйавахарика йога нет в открытом доступе. Согласно ETA в этом тексте описана поза гомукхасана  со соединенными руками за спиной.

Шивананда Свами Сарасвати (1887-1963) в книге  Йога Асаны дал подробное описание вариантов асаны с описанием пользы. Описывается положение рук: замок из указательных пальцев за спиной. Вариации позы: смена рук и ног (левая и правая стороны), руки перед грудью или могут лежать на коленях.

В книгах Б.К.С.Айенгара (1918-2014, ученик Кришнамачарьи) описывается положение рук: руки сцеплены в пальцевый замок за спиной. Поза выполняется на обе стороны. В разных книгах есть разные вариации, в том числе использование части позы в других позах (к примеру, руки из позы гомукхасаны, тело в тадасане). Описание рук: правая рука сверху за спиной, левая снизу, указательными пальцами сцепиться друг за друга. Или же пальцевый замок за спиной.

Положение рук в гомукхасане, когда руки соединены за спиной, описывается только в текстах 20го века, хотя в таком виде эта поза наиболее популярна на западе. Однако, подобное положение рук не настолько древнее, как можно было бы подумать. Мы выражаем нашу благодарность за вышеупомянутые тексты всем учителям и людям, которые популяризировали йогу на протяжении веков.

Список источников (библиография)

(Материалы проверялись на разных языках, прежде всего на санскрите и английском, а также на хинди и других индийских языках. И крайне редко на русском при наличии перевода.)

The Encyclopaedia of Traditional Asanas – Second Edition 2013. Editor-in-Chief: Dr. M. L. Gharote. Editors: Dr. V. K. Jha, Dr. Parimal Devnath, Dr. S. B. Sakhalkar. The Lonavala Yoga Institute (India).

йога-йа̅джн͂авалкйа – Edited by Sri Prahlad C. Divanji, M.A., LL.M., Editor, siddhantabindu with English Translation, Notes, Introduction etc., and Author, Critical Word-Index to the Bhagavadgita (1954).

джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат – from sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by: Sunder Hattangadi. Latest update : April 15, 2021.

ш́а̅н̣д̣илйопанишат – from sanskritdocuments.org. Transliterated by : Sunder Hattangadi. Proofread by : Sunder Hattangadi. Last updated on Sat 20 Feb 2021.

ш́а̅н̣д̣илйопанишатЙога-упанишады с  комментариями Шри-упанишад Брахмайогина, Ред.Шастри, А.Махадева, Библиотека и Исследовательский Центр в Адьяре, Мадрас, 1983.

триш́икхи-бра̅хман̣опанишад – from sanskrit documents.org. Transliterated by : Sunder Hattangadi. Proofread by : Sunder Hattangadi. Latest update : Mar. 4, 2000.

триш́икхи-бра̅хман̣опанишад – Йога-упанишады  с комментарием Шри-упанишад Брахмайогина Ред. Шастри, А.Махадева. Изд. Библиотека и Исследовательский Центр в Адьяре, Мадрас, 1983.

ахирбудхнйа-сам̣хита̅  – Ред. Рамануджачарья, МД., Изд. Библиотека и Исследовательский центр в городе Адьяр, 1916.

хат̣хапради̅пика̅ – By Svatmarama, translated by Shrinivasa Iyangar, proofread by A.A. Ramanathan and Pandit S.V. Subrahmanya Shastri. The Adyar Library and Research Center. The Theosophical Society, Adyar, Madras 20, India. 1972.

хат̣хапради̅пика̅ ─ автор Сва̅тма̅ра̅ма (10 глав), с комментарием Йога-прака̅ш́ика̅. Автор комментария  Ба̅лакр̣шн̣а, редакция Гхарот, М. Л. & Паримал Девнатх, Изд. Лонавла Йога Институт (Индия), Лонавла, 2001.

гхеран̣д̣а-сам̣хита̅ — Редакция Свами Дигамбарджи & Гхарот, М, Л. Опубликовано Кайвальядхама, Ш.М.Й.М. Самити, Лонавла, 1978. Это критическое издание, основанное на 14 манускриптах, и 6 напечатанных текстах. В нем описываются 32 асаны.

джога-пради̅пика̅ (джога-пради̅пaка̅ ) — Редактор Гхарот, М.Л. издано Институтом Восточных Исследований Раджастана, Джодпур, 1999. Здесь описывается 84 асаны, многие  из них сходны с описанными в йога̅сана-ма̅ла (сачитра). Сачитра значит с картинками — примечание переводчика.

Therapeutic References in Traditional Yoga Texts – Editors Dr. Manmath M. Ghrarote, Dr. Vijay Kant Jha, Dr. Parimal Devnath. The Lonavala Yoga Institute, India, 2010 (хат̣ха-сан̇кета-чандрика̅ процитирована в этой книге).

триш́икхи-бра̅хман̣опанишад – взята с сайта http://sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by Sunder Hattangadi, 2000.

The Yoga Upanishads – translated into English by T.R. Shrinivasa Ayyangar and edited by Pandit S. Subrahmanya Shastri. The Adyar Library. 1938. (Перевод на английский текста джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат и ш́а̅н̣д̣илйопанишат взят из этой книги).

джа̅ба̅ла-дарш́анопанишат – документ взят с сайта sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by Sunder Hattangadi. April 15, 2021. 

ш́а̅н̣д̣илйопанишат – взята с сайта http://sanskritdocuments.org. Transliterated by Sunder Hattangadi. Proofread by Sunder Hattangadi, 2000.

йога-сиддха̅нта-чандрика̅ – автор Шри Нарайана Тиртха. Редактор др. Вимала Карнатак. Chowkhamba Sanskrit Series Office. Varanasi. 

васишт̣ха-сам̣хита̅ – (Yoga Khanda), Revised Edition, Editors & Commentators: Philosophico-Literary Research Department of Kaivaiyadhama. First Publication: August, 1984, Revised Publication: March, 2005.

ш́ива-сам̣хита̅ – translated by Rai Bahadur Srisa Chandra Vasu, published by the Panini Office, Bhuvaneshvari Ashrama Bahadurganj, printed by Apurva Krishna Bose at the Indian Press, 1914.

ш́ива-йога-ди̅пика̅– by Sadashiva Yogishvara. Publisher: Anandashram, 1978.

A Lamp on Śiva’s Yoga: The Unification of Yoga, Ritual, and Devotion in the Fifteenth-Century Śivayogapradīpikā (PhD Prospectus) by Seth Powell, 2018.

сиддха̅нта-ш́екхара – by Shripati. A Sanskrit Astronomical Work of the 11th century. Calcutta University Press, 1932.

ка̅лика̅пура̅н̣ам – Edited and translated by Acharya Mrityunjai Tripathi. Published by Navshakti Prakashan. First Edition 2006.

хат̣ха̅ратна̅вали̅ – A treatise of hatha yoga  of Shrinivasa. Critically edited by Dr. M. L. Gharote, Dr. Parimal Devnath, Dr. Vijay Kant Jha. Published by The Lonavla Yoga Institute, 2019.

джйотсна̅-т̣ика̅ – a commentary on Hatha Yoga Pradipika. Shri Venkateshvar Steam Press, 1952.

йога-рахасйаШри Натхамуни, Древний трактат по йоге в изложении Шри Кришнамачарьи, Издательство «Janus Books», А.Сидерский и А.Лаппа. Пер. с англ.- С.-Пт.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.

йога-рахасйа – Presented by T. Krishnamacharya. Translated by T.K.V. Deshikachar. Krishnamachaya Granthamala Series II. Published by Krishnamacharya Yoga Mandiram, 2010.

йога-йа̅джн͂авалкйа – перевод критического издания на русский, А.Н.Рыбаков с сайта http://wildyogi.info/ru.html по книге Divanji, Prahlad (1954), Yoga Yajnavalkya: A Treatise on Yoga as Taught by Yogi Yajnavalkya. Bombay, India.

йога-йа̅джн͂авалкйа – Translated by A. G. Mohan. Edited by John. J. Ely Ph.D. Published by Ganesh &Co. An imprint of Productivity & Quality Publishing Pvt. Ltd. 38, Thanikachalarn Road. T. Nagar, Madras 600 017, India.

йога-йа̅джн͂авалкйа –  B.B.R.A. Society Monograph №3. Edited by Shri Prahlad C. Divanji, M.A. LL. M. Bombay, 1954.

ш́ри-йога-каустубха – на языке гуджарати, автор Шарма, Шри Натхурама, Анандашрама, Катхиавад, 6 изд., 1942.

The Yoga Tradition of the Mysore Palace – by N. E. Sjoman, Publisher: ‎ Abhinav Publications; 2nd edition (June 1, 1999). В данной книге иллюстрации к тексту ш́ри̅таттва-нидхи.

джога-пради̅пика̅ — Редактор Гхарот, М.Л. издано Институтом Восточных Исследований Раджастана, Джодпур, 1999. Здесь описывается 84 асаны, многие  из них сходны с описанными в йога̅сана-ма̅ла (сачитра).

хат̣хапради̅пика̅-вр̣тти ─ автор бходжа̅тмаджа (Комментарий на языке Маратхи), Ред. Гхарот, М.Л. Лонавла Йога Институт (Индия), Лонавла, 2000.

Satapathy B, Sahay GS. A brief introduction of “Yogāsana – Jaina”: An unpublished yoga manuscript. Yoga Mimamsa 2014;46:43-55.

киран̣а-т̣и̅ка̅ — Комментарий на Йогасу̅тры Пата̅н͂джали. Валлабхачарья, Шрикришна, Изд. Джйотиш Пракаш Пресс, Вишвешваргандж, Бенарес.

ахирбудхнйа-сам̣хита̅  — Ред. Рамануджачарья, МД., Изд. Библиотека и Исследовательский центр в городе Адьяр, 1916

Āsanas in Clay – an article in ‘the Luminescent’ by Jacqueline Hargreaves (images of figurines), 2018.

бр̣хадйога-сопа̅на – Ред. Шастри, Рам Нареш Мишра, Изд. Шри Венкатешвар Стиим Пресс, Мумбай, В.С. 2009.

йога-сопа̅на – (пурва-чатушка) in Marathi by Yogi Narayana Ghamande. Pub. by Tukaram Pundlik Shetye.

тирумантирам– текст на тамильском с переводом на английский. Текст скачан с сайта: https://himalayanacademy.com/

The Yoga Asanas – by Sivananda Saraswati, published by Swami Jivanmuktananda for the Divine Life Society, Shivanandanagar, and printed

by him at the Yoga-Vedanta Forest Academy Press, P.O. Shivanandanagar, Distt. Tehri-Garhwal, Uttaranchal, Himalayas, India, 2004.

Йога Рахасья, Шри Натхамуни. Древний трактат по йоге в изложении Шри Тирумалай Кришнамачарья. Издательство “Janus books” А.Сидерский и А.Лаппа. Пер. с англ.- С.-Пт.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.

Yogasanagalu – Third Edition , English translation is of the 1981 ‘New and revised edition’. Light on Yoga: Yoga Dipika – By B. K. S. Iyengar. George Allen and Unwin LTD, 2001.